Добрый день, друзья.

На связи Александр Шевелёв.

Сегодня я хочу рассказать вам об одной из самых ключевых концепций работы с объемом.

Для начала вы должны отчетливо понимать, что биржа – это двойной аукцион, т.е. рынок, на котором есть покупатели и продавцы. Если текущая ситуация на рынке устраивает обе стороны (покупателей и продавцов), то колебания цены будут проходить преимущественно на одном уровне.

Чем больше объем, тем больше интереса у участников рынка к этому уровню, ведь объем – это количество контрактов (или акций), перешедших из рук в руки за определенный период времени.

Как вам известно, основной смысл работы на бирже – отнимание денег одних участников рынка у других. Как бы страшно это ни звучало, но это факт, и с этим не поспоришь.

Появление крупного объема говорит нам о том, что позицию начали набирать, как профессиональные трейдеры, так и «толпа» (мелкие трейдеры). При этом, разумеется, возможность принимать более грамотные решения имеется, как правило, у наиболее осведомленных участников рынка (инвестиционных компаний, банков, хедж-фондов и пр.).

Чем дольше цена будет находиться на одном уровне, тем больше ошибок и неправильных сделок будет совершено мелкими трейдерами. Их заявки будут с радостью поглощаться крупными игроками.

Т.е. движение цены в определенном ценовом диапазоне создает некий баланс, основная задача которого - накопление позиций крупными игроками – профессионалами рынка. Зачастую в консолидации используются различные манипулятивные приемы, которые вынуждают мелких трейдеров открывать необоснованные позиции (как правило, лонг – на максимуме диапазона, шорт – на минимуме диапазона).

Когда же рынку становится не интересна текущая цена (либо выходит важная новость и меняется взгляд на рынок; либо у одной из сторон исчезает интерес к совершению сделок), прослеживается дисбаланс – тренд.

Цена начинает двигаться на поиски более интересной отметки, которая устраивает большинство участников рынка, большинство покупателей и продавцов.

Вот тут мы и подходим к основной концепции работы с объемом. Эта концепция представляет собой переливание денег от одного крупного объема к другому:

Движение цены от накопленного объема я, как правило, называю «распределением». С точки зрения классической интерпретации объема - это не совсем верно, но лично я, используя понятие «распределение» в своей торговле, размышляю следующим образом: крупный игрок, накапливая позицию (например, скупая в диапазоне все заявки продавцов), заранее прогнозирует, на каких уровнях (без особого ущерба для себя) он будет эту позицию «разгружать». Это и есть грамотное «распределение» товара на рынке 2-го аукциона.

Именно поэтому схему «объем-цена-объем» можно представить в виде:

После выхода из диапазона движение, в большинстве случаев, продолжается до тех пор, пока не набьется объем, который либо равен, либо превышает первоначальный объем (тот, который накопили в период консолидации).

При этом нужно понимать, что тренд (особенно первые импульсы трендового движения), как правило, создается не новыми покупками, а закрытием старых позиций мелких трейдеров, которые неверно оценили рынок и открывали свои позиции в диапазоне.

Благодаря правильной интерпретации объема, вы можете найти исток движения, исток зарождающегося тренда. С таким же успехом вы можете определить признаки замедления тренда и его возможного разворота.

Зачастую, не нужно пытаться понимать, в какую сторону во время периода «накопления» открывается крупный игрок. Многие торговые стратегии основываются на том, чтобы дожидаться выхода из консолидации и открывать позиции консервативно. К этому я еще вернусь в своих следующих статьях.

На этом сегодня всё. Надеюсь, что данная статья оказалась для вас полезной.

С вами был Александр Шевелев.